Продуктовый подход
к организации дистанционного обучения

Последние 10 лет происходит взлет цифровых продуктов. Ежедневная аудитория Instagram превысила полмиллиарда активных пользователей, почти все банковские услуги мы получаем на смартфоне, а Youtube и Netflix потеснили телевидение.

Сильно изменилось онлайн-обучение, набрали популярность платформы открытого образования Coursera и EdX. Появились сервисы, которые помогают освоить новые профессии и развить прикладные навыки, такие как программирование (Codeacademy, Udacity и др.) или владение иностранными языками (Duolingo, Lingualeo, SkyEng и др.), все больше новых платформ для обучения дизайнеров, маркетологов, менеджеров и др.

Онлайн-обучение прочно вошло в нашу жизнь и стало одним из самых удобных и доступных способов развития компетенций. Сформировался рынок с высоким уровнем конкуренции за потребителя.
Что в корпоративном обучении?
Крупные компании (госкорпорации, банки, ритейл-сети) и организаторы обучения (вузы, центры ДПО) пытаются использовать новые образовательные технологии, чтобы повысить эффективность дистанционного обучения. Но в этих сферах развитие происходит не так быстро, как в ситуации с онлайн-обучением.

Уже много лет подряд стандартный процесс обучения выглядит так:

  • Образовательный контент собирается в формате SCORM курса и, как правило, представляет собой интерактивную презентацию с парой тестов или диалоговым тренажером

  • Этот SCORM-курс размещается на платформе (СДО, она же LMS) для доставки контента до сотрудников и трекинга их результатов (прошел или не прошел курс)
Так выполняется план-минимум, который бизнес ожидает от дистанционного обучения: меньшими затратами дать большему числу сотрудников качественные знания о том, с чем и как им предстоит работать.
В чем ограничения стандартного подхода?
Но и тут этот подход не гарантирует вау-результата. И на то есть несколько причин:

  • Он эффективен только по отношению к должностям с четко определенным уровнем необходимых знаний и навыков, прописанными должностными обязанностями

  • Качество учебных материалов трудно оценить. Как определить, соответствует ли выбранная форма подачи материала его специфике, как много из того, что дается сотрудникам, нужно ему именно здесь и сейчас. Насколько хорошо сотрудники усваивают материал, а не просто его запоминают

  • При таком подходе сложно проверить, досмотрел пользователь все ролики до конца, а может, спросил ответы у коллеги либо вовсе подобрал с десятой попытки

  • Непонятно, насколько полученные знания полезны и применимы в реальной работе
У этого подхода есть еще много ограничений, многие специалисты их осознают, но за неимением доступной и годной альтернативы, скорее, вынуждены их принять.
Что мы предлагаем?
Мы предлагаем иначе подойти к развитию системы корпоративного обучения как к образовательного продукта: шире посмотреть на процесс обучения, ответив на главный вопрос «Как мы можем связать цели бизнеса и сотрудника лучшим образом?»

При продуктовом подходе запросы и поведение потребителей анализируются с помощью тех же методов, которые используются при управлении продуктами. Learner — тот же customer, только наша цель — не продать образовательный продукт, а достичь реальных целей образования. Которые являются составной частью развития компании в целом.
Последовательность действий
Уточнить цели компании
Чтобы создать образовательный продукт, сначала нужно понять, для чего он нужен. HR-отдел должен понимать стратегию компании — долгосрочную и краткосрочную, и в соответствии с ней подходить к решению задачи и определять приоритеты.

Найти точки приложения усилий
Затем необходимо оценить текущую ситуацию и найти, что можно улучшить в развитии сотрудников, чтобы помочь компании достичь целей. Здесь поможет составление образовательной траектории сотрудника с точками входа и выхода — Learner Journey Map. Это поможет выявить проблемные места: например, когда результаты обучения не соответствуют ожиданиям компании либо сотрудник не может решить проблему или вынужден совершать много бесполезных действий. Полезно будет также пообщаться с сотрудниками, узнать, готовы ли они использовать ваш образовательный продукт. В книге Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут? описаны лучшие практики, как это сделать.

Сформировать гипотезы
После этого должны появиться гипотезы о том, что нужно сделать, каких результатов это поможет достичь и за счет чего. Пример: увлекательный интерактив в игровом формате, такой как викторина, может увеличить уровень профессиональных знаний за счет их актуализации в процессе ответа на вопросы. Кстати, о нашем успешном опыте применения викторины в «Виртуальной школе Сбербанка» можете узнать в этой статье.

Проверить гипотезы
Дальше нужно убедиться, что вы правильно поняли проблему, придумали и разработали эффективное решение, улучшили целевые показатели. Определитесь с количественными или качественными критериями проверки результата, проведите эксперимент на небольшой репрезентативной группе и сравните результаты этой группы с той, на которую вы не воздействовали. Важно, чтобы группы не отличались друг от друга ни по одному критерию.

При всей кажущейся простоте на этом этапе можно столкнуться с подводными камнями, которые представляют опасность для неподкованного аналитика. Вот пример одного из них.

Мы в Imagespark помогаем нашим клиентам не только формулировать гипотезы и решения, но и корректно их проверять.

Внедрять проверенные улучшения
После того как вы убедились, что цель достигнута, можно смело распространять их на всю аудиторию и приступать к проверке следующей гипотезы. Эффективные продуктовые команды работают одновременно над десятками и даже сотнями гипотез, но это уже следующий шаг непрерывного улучшения образовательного продукта.

Предлагаем и вам присмотреться к этому подходу. А если нужна помощь или совет, вы всегда можете написать нам.

Читайте также
imagespark
Мы создаем решения для корпоративного обучения, бизнеса и рекламы. Ценим долгосрочное сотрудничество и достижение совместных целей.
tel
+7 (495) 640-95-25
e-mail